23 мая 2019 года в Москве состоялось заседание секции «Проблемы долевого строительства, правовое обеспечение жилищного строительства. Саморегулирование» Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству. Мероприятие прошло под руководством депутата Госдумы Павла Федяева.
Прошедшее заседание стало важной вехой по обсуждению двух системных вопросов деятельности СРО в сфере строительства, а также специалистов по организации строительства. На нем были рассмотрены два законопроекта: законопроект № 583143-7 «О внесении изменений в статьи 55.5 и 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (об изменении требований к специалистам саморегулируемых организаций, осуществляющих строительные, проектные, изыскательские работы) и законопроект № 663958-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части установления особенностей размещения средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, находящихся в кредитных организациях, чьи лицензии были отозваны».
От Национального объединения строителей участие в мероприятии приняли вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин и представители региональных СРО.
От имени Национального объединения изыскателей и проектировщиков выступила Юлия Илюнина. Она положительно оценила законопроект фракции «Справедливая Россия» о так называемой амнистии компенсационных фондов, а также поддержала законопроект Республики Мордовии по снижению требований к стажу и количеству специалистов НРС, подчеркнув, что он был разработан по инициативе члена Комитета по саморегулированию НОПРИЗ.
Анализируя законопроект об амнистии компфондов СРО и пояснительную записку к нему, Виктор Прядеин проинформировал о причинах исключения строительных СРО Ростехнадзором из госреестра. Так, из 76 строительных СРО только 55 были исключены по итогам проверок Ростехнадзора с учетом заключений НОСТРОЙ. Остальные либо добровольно отказались от статуса СРО (15 организаций), либо были реорганизованы путем присоединения к другим СРО (6 организаций).
«Одним из основных замечаний к исключенным СРО являлось нарушение порядка формирования компфонда по следующим причинам: удаление сведений о членах из реестров СРО; занижения объема взносов, собранных ранее; отказ в перечислении средств членам, переходящим в региональные СРО; не распределение ранее внесенных взносов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса и переходных положений. Подобные нарушения встречались у всех исключенных СРО», – отметил Виктор Прядеин.
Также некоторые исключенные СРО размещали средства КФ по договору с управляющими компаниями, что было прямо запрещено законом. Некоторые СРО представляли сведения о размещении средств КФ посредством предоставления поддельных депозитных сертификатов – банки подтвердили, что таких сертификатов они не выпускали. В состав некоторых СРО входили лица, зарегистрированные в ином субъекте. У ряда СРО количества членов не хватало до минимального уровня (было менее 100). Именно совокупность этих причин и послужила причиной исключения 55 СРО. Такие нарушения для СРО недопустимы и должны остаться в качестве самостоятельных оснований для исключения.
Виктор Прядеин также отметил, что в последнее время НОСТРОЙ получает обращения о рассмотрении возможности исключении СРО, у которых только одно нарушение – неполное размещение средств КФ на спецсчете в связи с их «заморозкой» в банках, чьи лицензии отозваны. По четырем таким СРО Совет НОСТРОЙ принял решение об отсутствии оснований для их исключения. Таким образом, НОСТРОЙ придерживается позиции, что если у СРО имеется только одно это нарушение, то она может продолжать свою работу.
Исполнительный директор НОСТРОЙ обратил внимание участников заседания, что предлагаемые законопроектом поправки не решают процедурных вопросов: остается нерешенным вопрос о порядке формирования компфондов в соответствии с Градкодексом; имеющиеся основания для исключения не корректируются, а расширяются. Кроме того, законопроект не учитывает законодательство о банкротстве кредитных организаций – пока банк не признан банкротом, сократить размер КФ или списать средства КФ невозможно. Указанные замечания не позволят решить поставленную проблему, а, наоборот, могут усложнить процедуру рассмотрения Ростехнадзором вопросов исключения таких СРО из госреестра. Профессиональное сообщество должно выработать непротиворечивый механизм решения проблем тех СРО, у которых останется только одно нарушение, связанное с незавершенной процедурой банкротства кредитных организаций.
Заместитель Председателя комитета по строительству Московской Ассоциации Предпринимателей, член Комитета по строительству ООО МСП «ОПОРА РОССИИ», член Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству Антон Скирда озвучил позицию о необходимости понижения стажа в НРС. На тему требований к НРС и по вопросу амнистии компенсационных фондов также в ходе заседания выступили Председатель комитета по градостроительной политике, строительству и промышленности строительных материалов Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей Михаил Викторов, руководители строительных СРО Николай Селезнев, Валерий Мозолевский, Юрий Мхитарян.
Евгений Карант озвучил предположение о наличии конфликта между Трудовым и Градостроительным кодексами в части особенностей трудоустройства специалистов НРС по основному месту работы в строительных компаниях, а также выступил за создание реестра всех договорных обязательств членов СРО в области строительства.
Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, прокомментировав выступление Евгения Каранта, предложил направить запрос для получения разъяснений в Роструд России. Также Антон Мороз сообщил, что с представителями профессионального сообщества в течение длительного времени проводится активное обсуждение предложений по внесению изменений в порядок ведения НРС, по предъявлению требований к специалистам, которые могли бы быть в него включены.
«В частности, достигнута договоренность о проведении 20 июня круглого стола, на котором специалисты НОСТРОЙ и НОПРИЗ с профессиональным сообществом, Минстроем России и при обязательном участии Роструда и Минобрнауки России рассмотрят вопросы несоответствия или спорного чтения трудового законодательства в части совместного применения Градостроительного кодекса РФ. Мы рассчитываем получить позицию профильных органов федеральной исполнительной власти, а также трактовку спорных вопросов в отношении учета специалистов, их трудового стажа, трудовой занятости, и возможности их включения в НРС применительно к ведению этого реестра в проектировании, инженерных изысканиях и строительстве», – отметил Антон Мороз.
Вице-президент НОСТРОЙ также отметил, что инициативы по снижению общего трудового стажа с 10 до 5 лет, включению специалистов со средним специальным образованием обсуждаются в сообществе, на окружных конференциях и в Совете НОСТРОЙ уже давно.
«Позиция НОСТРОЙ по этому вопросу отрицательная. Она сформирована на основании объективной статистики – уже более 90% членов СРО укомплектовано специалистами, которые имеют необходимый стаж и высшее строительное образование. Кроме того, каждую неделю в НОСТРОЙ поступает 700-1000 новых заявлений на включение в НРС», – прокомментировал Антон Мороз.
Он напомнил, что остаются вопросы по расширению перечня профессий и специализаций еще на более чем 150 специальностей, которые должны войти в приказ Минстроя России. Это позволит наполнить НРС более, чем на 100% и устранит напряжение, которое наблюдается в некоторых регионах России.
На заседании секции Экспертного совета была представлена позиция Института по изысканиям и проектированию транспортных и инженерных сооружений «Мосинжпроект», представители которого считают, невозможным уменьшение с двух до одного специалиста для предприятий, работающих в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий вне зависимости от размера таких компаний.
Также на заседании была озвучена отрицательная позиция Правительства РФ в отношении принятия законопроекта о снижении требований к формированию НРС.
В заключение Павел Федяев обратился с просьбой к экспертному сообществу о направлении предложений по разрешению поставленных на заседании секции проблемных вопросов.